Адаптация ребенка в детском саду – памятка для воспитателя

Формирование коллектива в раннем детстве происходит следующим образом: обычно в группе находится один или несколько детей, обладающие ярко выраженными лидерскими качествами. Это наиболее активные и уверенные в себе малыши. Оказавшись в коллективе и быстрее других сориентировавшись в новой обстановке, такой ребенок находит себе потенциальных партнеров для игр – скорее всего интуитивно он выберет детей, сходных по темпераменту и уровню развития. Как правило, поначалу это один-два человека.

Уже на этом этапе трудности общения и адаптация ребенка в детском саду могут возникнуть у тех детей, которым, в силу характера и особенностей их развития, не свойственно сразу ярко проявлять себя в новых условиях. Скорее всего, ребенок с удовольствием принял бы участие в коллективном общении, просто пока не знает, как себя вести. Проявив меньшую активность, малыши могут остаться в тени своих сверстников-лидеров.

Важные рекомендации

Важной задачей для воспитателя является не упустить этот момент и, организуя групповой досуг, обращать внимание на стеснительных и робких детей. Разумеется, проводя с детьми игры, удобнее выбирать себе в помощники тех самых малышей-активистов. Такие детки, вероятно, помогут быстрее разобраться в правилах игры, примут участие в организации, «заразят» остальных членов группы своим полезным примером. Однако это не значит, что уделять внимание и привлекать к совместным занятиям нужно только лидеров. Ребята, которые не могут самостоятельно «вписаться» в коллектив, не меньше, а зачастую и больше, нуждаются в поддержке и руководящей роли взрослых.

Чтобы ребенок быстрее адаптировался и почувствовал себя увереннее, необходимо не только вовлечь его в общий игровой процесс, но и определить его роль в игре – зная, что он занимает вполне определенное значимое место среди играющих, малышу будет гораздо легче адаптироваться. Идеальным решением будет, если это возможно, предложить детям поучаствовать в игре, знакомой большинству из них. В этом случае даже у неуверенных в себе детей появится шанс проявить себя, помогая объяснить правила и более активно участвуя в коллективном процессе.

Для дальнейшего развития общения внутри группы полезно объединять детей в пары, подгруппы, стимулировать и поддерживать их знакомство и общение друг с другом. Иногда можно даже напрямую обращать внимание ребенка на более активного соседа по играм – возможно, тот сможет взять робкого игрока «на буксир», положительно повлиять на его общительность. Одним словом, стоит всячески помогать детям, способствовать дружескому общению, при этом не лишая подопечных чувства поддержки и защиты.

Возможные ошибки

При этом важно не впадать в крайности: ребенок должен ощущать поддержку со стороны взрослого, но не стоит намеренно выделять его роль в группе, наделять незаслуженными привилегиями, помогать лишь кому-то одному. Нужно постараться создать для всех детей в группе равные условия. Иначе есть риск привить ребенку неправильную позицию, стимулировать его постоянно находиться в зависимости от взрослой опеки. Помимо прочего, такая линия поведения может негативно сказаться на его отношениях в коллективе.

Роль родителей

Не менее важной, чем работа воспитателя, в адаптации ребенка в детском саду является участие родителей. Они обязаны знать обо всех достижениях и проблемах своего ребенка в рамках посещений детского сада, сопереживать с ним все наиболее значимые события, помогать с адаптацией. Очень важно поддерживать контакт родителей и педагогического коллектива группы. К тому же в настоящее время во многих дошкольных учреждениях практикуется совместное времяпровождение и «воспитание» детей и их родителей, что, по мнению специалистов, способствует сближению членов семьи, помогает им лучше узнать друг друга в процессе совместного творчества. Ни в коем случае не стоит избегать подобных занятий, так как это поможет родителям узнать собственного сына или дочь в новых, отличных от домашних, условиях.


ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


Поделиться ссылкой: