Виды календарно-тематического планирования

Образовательная деятельность в образовательных учреждениях не может существовать без предварительного профессионального календарно-тематического планирования преподавателя. Правильная организация труда дает возможность выявить цели и задачи, отметить результаты, достижения учащихся за определенный период. О том, как методично правильно составить тематический календарный план учебного процесса в дошкольном образовательном учреждении, речь пойдет в данной статье.

Виды календарно-тематического планирования

Планирование в педагогике — это построение образовательного процесса таким образом, чтобы задачи учебного плана в конкретном детском коллективе решались с максимальной эффективностью. Зачем нужно планировать воспитательную деятельность в детском саду? Для того, чтобы:

— Упорядочить, систематизировать, определить последовательность и основные направления работы воспитателя.
— Есть возможность проанализировать и оценить эффективность образовательного процесса.
— Внедрять в учебный процесс принципы систематического, последовательного, постепенного усложнения материала, интеграции смежных знаний.
— Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детского коллектива в процессе педагогической работы.

В дошкольном образовательном учреждении, согласно федеральному государственному стандарту, обязательными документами являются следующие виды планов:

  • перспектива;
  • календарно-тематический план группы.

К первому типу относится годовой план ДОУ, который разрабатывается Администрацией и утверждается педагогическим советом. Второй раздел более подробно описан в следующем разделе статьи.

Календарно-тематический план

Что такое календарно-тематический план ДОУ? Это своеобразное планирование педагогической деятельности, в котором подробно описывается повседневная работа воспитателя с детьми. Этот документ составляется учителем на каждый рабочий день с указанием дат и тем на основании годового и перспективного плана дошкольного учреждения. В свою очередь, основным документом, который является опорой для планирования, является образовательная программа.

Также важно учитывать направленность детского сада (например, с углубленным изучением иностранных языков) и наличие материально-технической базы учреждения. То есть задачи, которые воспитатель отображает в календарно-тематическом планировании, должны реализовываться в практической деятельности в рамках единого образовательного процесса в конкретном детском саду.

Тематический календарный план также является обязательным документом в ДОУ.

Содержание календарно-тематического плана

Содержание календарно-тематического плана включает в себя следующие разделы:

  • на титульном листе указаны номер и название группы детского сада, фамилии сменных воспитателей, учебный год;
  • данные для детей;
  • информация о родителях;
  • расписание занятий;
  • сетка занятий на месяц с указанием тем и дат;
  • планируемые мероприятия по защите безопасности жизни и здоровья граждан;
  • комплекс утренних упражнений и гимнастики после дневного сна;
  • ожидаемая работа с родителями;
  • ежедневное планирование деятельности детей (текстовое или графическое).

Согласно федеральному образовательному стандарту, нет четкого указания на форму ведения такой документации. Администрация дошкольного учреждения или сам педагог вправе выбрать наиболее удобный способ отображения ежедневной работы с детьми. Государственный стандарт рекомендует такие виды календарно-тематических планов:

— Текст. В нем подробно описывается ежедневная учебная деятельность преподавателя в рабочее время. Часто такого рода документ предлагают вести молодым неопытным специалистам.

— Схема. Составляется в виде таблицы, графиками которой являются различные виды педагогической работы в течение дня (игровая, учебная, познавательная, коммуникативная, трудовая, самостоятельные игры детей, физическая активность, работа с родителями).

Рекомендации по подготовке календарно-тематического плана

Для того чтобы правильно составить календарно-тематический план ФГОС, педагог должен придерживаться определенных педагогических рекомендаций:

  • содержание должно соответствовать образовательной программе;
  • необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные возможности группы детей;
  • работа должна планироваться по всем основным направлениям педагогической деятельности (воспитательной, игровой, познавательной и др.);
  • важно придерживаться принципов последовательности, систематичности, усложнения материала;
  • следует гармонично сочетать воспитательную, развивающую и воспитательную функции образовательного процесса в тематическом содержании плана;
  • учитывайте сезон, климат, традиции местности;
  • интегрируйте темы в различные виды деятельности (например, тема «животные леса» обсуждается на занятиях по развитию речи, затем детям предлагается нарисовать зайчика на учебных занятиях, после чего они делают его из пластилина по лепке).

Планирование работы кружка

Заведующая кружком в детском саду, как и воспитатели, должна составить календарно-тематический план. Это отдельный документ, который состоит из следующих разделов:

  • пояснительная записка, в которой указываются общие сведения о направлении работы кружка;
  • актуальность;
  • установите цели и задачи;
  • тематический раздел;
  • форма работы;
  • количество учебных часов, график;
  • описание курса урока с указанием темы, даты, цели, оборудования, литературы;
  • Контроль работы достижений учащихся за определенный период.

Примерный календарно-тематический план для младшей группы ДОУ

Прежде чем составлять календарно-тематический план младшей группы детского сада, следует внимательно ознакомиться с содержанием учебной программы для данной возрастной группы воспитанников, а также с методической документацией дошкольного учреждения. После заполнения титульного листа и ввода информации о родителях и детях можно приступать к созданию расписания занятий. Обычно указанной деятельностью занимается методист или старший преподаватель.

Исходя из утвержденного администрацией расписания занятий, можно продумать сетку уроков с датами и темами. В качестве примера предлагаем вам ознакомиться с фрагментом такого документа для младшей группы за декабрь:

1.12
Математическая корзина: «Число и рисунок 3»
Лего-конструирование: «Снежинка»
Физкультура: Прыжки на двух ногах вперед

2.12
Развитие речи: описание зимы, как показано на рисунке
Волшебные краски: «Деревья в снегу «(рисунок губкой)
Музыкальная кладовая: песня «елка», танец » Снеговик»

3.12
Художественная литература: театрализация сказки » Теремок»
ОБЖ: «Осторожно-лед!»
Физкультура: бросаем мяч в ворота

Затем в тематический календарный план должны быть внесены запланированные мероприятия с родителями, а также гимнастика и работа по защите жизненно важных функций.

Планирование-это не просто поддержание документации, которая может быть представлена контролирующим органам. Тематический календарный план является большим подспорьем в организации практической повседневной работы педагога в ДОУ, эффективным способом систематизации различных форм педагогической деятельности.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПУБЛИКАЦИИ БЕСПЛАТНО
ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Поделиться ссылкой: